Как приучить ребенка к горшочку в ЛЮБОМ возрасте
Один из распространенных запросов в поисковиках среди мам- «как приучить ребенка к горшку». Казалось бы, такой смешной запрос, который даже обсуждать не стоит. Некоторые специалисты утверждают, что лучше это делать в два года или желательно летом. Поглядывая на свою третью дочку (нам 1 год и 3 мес), которая в ожидании чуда терпеливо сидит на своем любимом красном горшочке, понимаю, что не все так просто. Во-первых, «как приучить ребенка к горшку»- это вопрос немного философский, точно психологический и на 100% — творческий. Творческий даже не для родителей, а для самих детей. Что такое для наших малышей то, что на языке родителей называется «пи-пи» и «ка-ка»? Это их первое творчество. Ни рисунки, ни пластилиновые фигурки или еще что-то. Ни то, что они пытаются сотворить под нашим контролем, пачкая руки в красках, фломастерах, развивая мелкую моторику. А вот то самое, что мы взрослые небрежно называем «пи-пи» и «ка-ка».
Именно здесь развивается доверие к своему телу, причинно-следственные связи, уважение к своему творчеству. З. Фрейд назвал эту стадию анальной. Звучит в условиях нынешней современности, мягко говоря, не очень эстетично. Для меня эта стадия «первого экспериментального осознанного творчества» и от того, как она пройдет во многом зависит будущее малышей. Как много сейчас мы видим подростков и взрослых, которые демонстрируют «какашки» в виде странных селфи и выкладывают их в социальных сетях, с подписью «съела ужин, размазала оставшийся кетчуп по тарелке и вот, что получилось, улыбочка, любуйтесь» и кто-то, также застрявший психологически на анальной страдии еще и лайкнет. Но селфи- это безопасные случаи. Сейчас все больше и больше появляются подростков, которые выросли в памперсах, которые не прошли эту стадию искреннего экспериментального творчества качественно, красиво, с честным природным любопытством. Зачастую их мамы- очень хорошие женщины, надевают на них памперсы, сажают на колени и предлагают творить из пластилина, ковыряться в песке, шлепать ручками в воде или красках, думая, что вот оно-творчество. А что это для ребенка? Может, и правда творчество. Но истинное и ценное для него то, что он сам творит из своей настоящей природы и это, простите, те самые какашки. Да и собственно и нас взрослых, если усадить в памперс, дать нам краски, фломастеры и сказать: «Твори!», то, конечно, мы что-то нарисуем, но как только почувствуем первые позывы сходить в туалет, вся энергия пойдет не в творчество, а в контроль этого позыва. Вспомнив, что мы в памперсе, мы, может, расслабимся и будем продолжать рисовать, но, уверяю, содержание изменится, появится в рисунках какое-то напряжение, драма.
Моя младшая дочка Маша с большой интригой ждет появления из себя того самого…И еще с бОльшей радостью начинает наблюдать, когда видит результаты собственного творчества. Машуне еще незнакомо чувство брезгливости. Под моим присмотром она может «их» потрогать и показать мне, папе. Ведь это первый подарок родителям от самой Маши. Интересно, что маленький человечек не считает должным хвастаться СВОИМ, только что со-творенным, перед своими старшими сестренками. Это подарок посвящается только маме и папе.
И по моим наблюдениям приучать ребенка к горшку лучше всего радостно, с внутренним праздничным настроением. Когда малыш сходил в колготки, то лучше достать это творение и переложить в горшочек, нахваливая, что это ОН сделал, САМ и как же это здорово. А потом чуть-чуть еще посидеть на горшочке. Может, еще нас ждет подарок? А вот стыдить и ругать не стоит. «Ай-йя-яй! Это кто сделал? Ты почему в штанишки накакал? Как тебе не стыдно», — знакомый монолог, не правда ли? И как результат могут начать развиваться три жизненные истории:
- Анально-выталкивающая (терминология З.Фрейда): «если я буду ходить на горшок, то меня будут любить». Каков может быть будущий сценарий? «Если я сделаю то-то и то-то, то меня будут любить, а сам (а) по себе я, конечно, любовь не заслуживаю». Люди этого типа часто беспокойны, импульсивны. Трата денег- это обязательное условие проявление любви.
- Анально-удерживающая (терминология З.Фрейда) или протестующая: «пусть меня ругают, а за это свои какашки я буду держать в себе». И, как результат, у ребенка может развиться запор. Каков может быть будущий сценарий? «Идите все к черту! Я сам со всем разберусь». Люди этого типа жадны, чрезмерно бережливы, бояться испачкаться, не выносят неопределенности. Все должно быть под ИХ контролем.
- Анально-фобная: «я боюсь какать, поскольку родители меня ругают из-за какашек» и снова получаем запор. Каков может быть будущий сценарий? «Все, что я не делаю, плохо». Эти люди в принципе бояться выражать свое мнение, свои чувства, бояться жить.
А если вести себя доброжелательно и очень заинтересованно к первым творческим успехам малыша, с пониманием относиться к промахам, то позитивная самооценка гарантирована и, как следствие, щедрость, великодушие, желание делать приятное близким и родным.
Иногда я смотрю на взрослых и вижу, что они застряли на этой стадии. И им сложно любить, творить, жить. Они живут в вечном запоре, боясь выдавить из себя искренность и честность. Ведь их могут заругать. «Ай-йя-яй! А ну-ка убирай свои какашки. В наших отношениях они ни к чему!» Но эту стадию важно прожить для себя, собственного развития. Как? Через творчество. Честно и без памперсов.