Барби против ТЕСТА?!
Анекдот в тему:
Смотрите, дети, на этого грязного, вонючего мужика. В то время, как мы получаем образование, этот простой мужик косит траву. Мужик этот совершенно бескультурный, не знает ни литературы, ни истории, ни психологии, но мы должны быть благодарны ему, потому что такие крестьяне, как он, кормят нас. Богатый человек и его семья ушли, а Лев Толстой продолжал косить траву.
Меня молодые мамочки-подруги часто спрашивают- а как я успеваю, а что у меня есть такое волшебное, что помогает мне и собственным развитием заниматься, и мужа любить, и дочек целовать-обнимать-играть. Вот тут я очень боюсь разочаровать, если скажу, что мой самый волшебный гаджет- это тетрадь под названием «ПЛАНИРОВАНИЕ», в которой я каждую пятницу планирую меню на следующую неделю, свои планы, дочек и мероприятия на выходные. Другие не менее популярные гаджеты в нашей семье- это руки и голос. Я ими всех обнимаю, ласкаю, готовлю, утешаю. Ни слинги, ни чудо-качели с наиволшебнейшей мелодией Дебюсси, ни радио-няни, ни видео-няни в нашей семье не прижились. С первой дочкой я попробовала все, но поняла, что просто бескорыстно отдаю деньги производителям ненужной ерунды. По мне- даже самая дорогая пластмасса не заменит любовь и присутствие близких.
Еще меня подруги спрашивают- а какие игрушки я покупаю детям. Ну вот снова не хочется разочаровывать, но скажу честно: редко мы покупаем игрушки. И не потому что денег жалко. Просто опять же: никакая пластмасса не научит ребенка развиваться. Еще в начале прошлого века женевский психолог Жан Пиаже подчеркнул один важный момент: ребенок развивается, изучая свойства предметов.
К примеру, возьмем песок. Добавим водичку он станет влажным. Добавим еще несколько капель. Песок станет мокрым. Разбавим сильно. Его смоет вода. А что станет с пластмассой? Может, проведем небольшой научный эксперимент?
Свойства песка | Свойства пластмассы-игрушки Барби |
Песок сухой. Он может летать на ветру | Барби улыбается. Она может поднимать руки и ноги. |
В песок добавили чуть-чуть воды. Песок стал мокрым. Из него можно печь куличики | К идеальной Барби с нереальными параметрами красоты приехал загорелый Кен. Такой же нереальный и с накаченными кубиками на животе. Они оба улыбаются! |
В песок вылили ведерко воды. Песок размыло. Теперь стало много воды и мало песка. | Барби подарили кукольный дом. Она улыбается (!!!), несмотря на то, что ушел Кен. |
Вода просочилась в песок. Теперь мы снова видим много влажного песка. | Ой, домик Барби разрушился. А она все улыбается!!!Примечание: в целях экологичности эксперимента мы взяли самую позитивную куклу. Можно представить, если вместо Барби будут куклы-монстры или те, у которых сапоги вместе с ногами отваливаются. |
Как мы видим из нашего небольшого научного эксперимента, развиваются две абсолютно разные истории развития ребенка. Там, где изучаются свойства предметов, причинно-следственные связи- это позиция Ученика, который задает вопросы, исследует мир, ищет ответы. Это мир изобилия, где многому хочется научиться, понять, постичь, где зеленой листик- это и лодочка для Дюймовочки, и еда для козочки, и зонтик для муравьишки, и домик для зайчика, и платье для Принцессы. Я заметила в игре с водой, песком, тестом, пластелином, красками ребенок уходит в тот самый мыслительный поток Исследователя, где в дальнейшем рождаются шедевры. Так Агата Кристи, намывая посуду, сочиняла детективы. Стив Джобс, медитируя на падающий лист дерева, создавал принципиально новый телефон. Другая история развития ребенка- это пластмассовые игрушки и гаджеты. Там, где покупается Барби- это позиция Потребителя, где одна потребность и желание заглушается другой и так далее по нарастающей, где душевные раны будут вылечиваться шоппинг-терапией, престижными покупками и имиджевыми пластическими операциями. Этот мир вечного дефицита, боли и страдания.
Можно представить, что у нас нет в доме пластмассовых игрушек. Конечно же, они есть. Они у нас –участники домашних игр. Мама готовит кушать? Даша, скорее неси своих лошадок. Нарежь своим пластмассовым ножиком капустку и покорми их. Мы готовим тесто? Давай посадим куколку и расскажем, что мы добавляем в кастрюльку, чтобы испечь печеньки. И куколки становятся таким настоящими. Они обнимают маму, вместе с нами обедают, слушают книги, смотрят мультики и даже …. женятся, но не на идеальных Кенах, а на заботливых нежных Мишках.