Ребенок не хочет учить английский. Почему?
This is the long story about one girl who doesn't love English at all...
— Я не люблю английский. Мне он не нравится. У нас учительница все время кричит, — эту песню моя дочка поет со второго класса. А сейчас она в 4-м и анти симпатия к языку продолжается. Мне кажется, что я не единственный родитель, который столкнулся с тем, что его ребенок не хочет учить английский.
Я же его люблю. Иногда даже, честно признаться, выпендриваюсь, подстраивая свою речь под сложный британский акцент. Россиян, которые говорят на английском, легко вычислить по произношению. Со мной эта история не проходит. Ни в Индии, ни в Сингапуре, ни в Турции никто не угадывал, что я из России. И поэтому дочкина позиция сложно принималась мной. Мы честно учили с ней все вместе. Вроде все хорошо укладывалась на полочках в ее памяти. Местоимения you, we, they дружат с глаголом are. А вот местоимения she, he, it предпочитают общение с глаголом to be в форме is. Но уже через неделю на полочках кратковременной памяти было чисто. Будто кто-то проводил тщательнейшую генеральную уборку в голове дочки. Видимо, она никак не могла найти для себя ответ на вопрос: «А зачем вообще ей нужно учить английский язык?». Но ситуация поменялась в один день. Как-то, выполняя очередное домашнее задание по английскому, я раздраженно закрыла словарик и дала дочке карандаш.
и вот начинаются чудеса...
— Вот! Это тебе подарок! Волшебная палочка. Возьми ее, — уже спокойнее сказала я.
— Зачем?
— Сейчас мы с тобой будем путешествовать.
Расстроенная дочка взяла карандаш и не ждала ничего хорошего. Я понимала: мы обе устали от этой непонятной битвы с неизвестным English. Пора посмотреть в лицо тому, кто мешает дочке достичь результата в изучении языка, кто подчищает новые приобретенные знания на полочках памяти и почему она вообще так не хочет учить английский язык.
— Давай представим, что в руках у тебя волшебная палочка, и сейчас мы отправимся в твое будущее. Очень-очень далекое, когда тебе будет 35 лет. Ты согласишься на такое путешествие?
— Мам, а зачем это надо?
— Дочь, нам надо обеим понять, нужен ли тебе будет в ТВОЕМ будущем английский. Если не нужен, то зачем тогда его учить, лучше уделять время любимым предметам: математике, музыке. Есть такая пословица: «Учиться — одно, а научиться – другое». Нам нужно понять: будем просто учиться или все-таки научимся? Да и я, по правде, успокоюсь. Согласна?
— Да!
Внутри я в буквальном смысле слова надела кляп на рот контролирующему родителю, который готов был подсказать, что 35-летняя дочь ДОЛЖНА видеть, ДОЛЖНА слышать, ДОЛЖНА заниматься в ЕЁ будущем. В моей голове остался только один мудрый взрослый-наблюдатель. И в это будущее дочка буквально взлетела без моих родительских ожиданий, за которыми таятся собственные страхи и неудачи. Французские психоаналитики считают, что мать выстраивает отношения с ребенком, еще будучи сама ребенком. То есть маленькая девочка, играя в куклы, уже имеет представления о воспитании своих детей, их судьбе. И порой нашим детям даже сложно дышать самим, сложно понять, чего они хотят, что они любят, потому что всюду их сопровождают родительские ожидания, которые шепчут: чтобы быть успешным, нужно как Света учить математику, или как Ира знать английский. Родители просто не принимают того, что ребенок совсем не хочет учить этот несчастный, многострадальный и прекрасный английский язык. Часто на консультации ко мне приходят с запросом: хочу стать гармоничной женщиной. Без утайки скажу для меня это звучит как-то шаблонно и очень непонятно. Что значит гармоничной? Почему вы считаете, что вы сейчас негармонична?. Кто вам это сказал? И в результате получается, что женщины хотят жить своей жизнью, своей ПРОСТОЙ жизнью, не оглядываюсь на осуждающие взгляды родителей.
— Давай представим. Тебе 35 лет. Что ты видишь? Где ты живешь? Чем занимаешься?
— Ну не знаю, мам. Ничего не вижу.
Моя дочка пока неуютно чувствовала себя в своем личном будущем. Она интуитивно чувствовала моего контролирующего родителя, боялась его осуждения.
— Хорошо. Давай представим: ты смотришь фильм, где главная героиня- 35-летняя Элина, то есть ты, но немного старше. Ты сможешь посмотреть этот фильм?
— Да.
— Он интересный? Ты можешь рассказать, что ты видишь, если, конечно, ты хочешь?
Между нами начало возникать ощутимое тепло: дочка начала видеть свой фильм. И он, вероятно, был очень красочный.
— Могу рассказать. У меня есть семья: мальчик и девочка. Мы с мужем вместе путешествуем по разным странам.
— Как волшебно! Супер-интересный фильм! А кем ты работаешь?
— Режиссер шоу!
— Как здорово!
Хорошо, что мой внутренний контролирующий родитель сидит с кляпом во рту, но в голове у него явно проносились мысли: «режиссер шоу?! это вообще о чем»? Мне моя дочка позволила быть зрителем ЕЕ собственного фильма, и я не имела ни-ка-ко-го права его комментировать или еще хуже- давать советы.
А 10-летнему ребенку было очень хорошо в ее будущем, где нет наставлений мамы, ее контроля. Она сама взрослая, и полностью ответственна за свою жизнь.
— Элина, а вы ездите по разным странам с семьей? Так?
— Так?
— А на каком языке вы общаетесь с коллегами?
— На английском, конечно.
«На английском?!», — мой внутренний контролирующий родитель чуть не упал в обморок. А внутренний мудрец просто сказал: «Вот видите! Все у ребенка нормально. Отстаньте от него со своими ожиданиями, и ваша дочь сама придет к изучению английского языка. Даже, если это будет в 25 лет. Это твои ЗАВЫШЕННЫЕ ожидания мешают ей сейчас идти и набираться своего опыта». Взлетев на машине времени, освободившись от пут родительских ожиданий, моя дочка нашла свою внутреннюю мотивацию. И это было ЕЁ(!), исключительно ее решение, а не мамки, у которой есть маленький пунктик про успешность. Она для себя сама прекрасно ответила на вопрос: «Зачем учить английский язык?». Поняла, что хочет не просто учиться, а все-таки НАУЧИТЬСЯ! И это разные вещи!
В будущем моей дочки было много интересного, неожиданного для меня. Поле вокруг нас становилось теплое, уютное. Даже младшие дочки начали подключаться к фильму старшей сестренки.
— Будем потихоньку возвращаться домой, «в сейчас»?- аккуратно спросила я.
— Давай!- мягко согласилась Элина. Оказывается, я давно не смотрела в глаза своей дочки. Мы вместе читаем книги, просматриваем задачи, а вот так посмотреть и окунуться с глубиной в их красоту… Редко. Сейчас почти никогда.
Доверие мудрости души ребенка
Мы вернулись в «здесь и сейчас». И я задала один вопрос: «скажи, а что ты можешь сделать уже сейчас, чтобы будущее сделать частью настоящего?». Сложный вопрос. Не все взрослые могут на него ответить. А дочка ответила: «Для начала буду учить английский, а там посмотрим».
Мы обе остались довольны этим путешествием. Я доверилась мудрости души своей дочки и поняла, что сделала правильно. А дочка, освободившись от моих ожиданий, смело посмотрела в будущее. И оно оказалось волшебным.
Уже вечером на кухне, когда я готовила ужин, моя дочка повторяла английские слова и внутренний контролирующий родитель, который почти весь день сидел у меня в мозгах с ляпом во рту, вдруг прорвался и начал возмущаться: «ну мы же договорились, что ты будешь заниматься английским самостоятельно. Но ничего не произошло. Ты снова сидишь со мной и тратишь время».
Дочка немного съежилась, но утром она получила мощный ресурс от самой себя, и сдерживая слезы сказала: «Мама, не говори со мной так. ЭТО МНЕ НАДО!»
Было бы неправдой завершить эту историю таким голливудским финалом, что моя дочь сейчас самая лучшая в классе. Нет! Не так. Мы вместе занимаемся уроками. Я по-прежнему из раза в раз объясняю структуру английского предложения, формы глагола to be. Но мы обе сейчас к нашим занятиям относимся осознанно. Я сняла свои ожидания. Мой внутренний контролирующий родитель стал добрым и заботливым, потому что теперь мы знаем: у дочки в будущем есть самое главное- ее внутреннее женское счастье.